Cветодиодные светильники: экономим электроэнергию грамотно. Очевидные преимущества новой технологии

В настоящее время рынок светодиодных светильников демонстрирует бурный рост в связи с внедрением энергосберегающих технологий по всему миру и в России. Уже сегодня множество производителей предлагают самые разнообразные светодиодные светильники, отличающиеся друг от друга по светоотдаче, энергопотреблению, конструкции, цене. Как же разобраться в этом многообразии и на что следует в первую очередь обращать внимание?

Рассмотрим основные параметры светодиодного светильника:

  1. Величина светового потока в люменах (лм) показывает количество света, излучаемое светодиодным светильником. Чем больше величина, тем ярче будет светить светильник.
  2. Потребляемая мощность в ваттах (Вт): чем меньше потребляет светильник, тем лучше.
  3. Светоотдача – главный показатель энергоэффективности. Измеряется в люменах на ватт потребляемой энергии (лм/Вт). Оказывается, далеко не все светодиодные светильники являются энергосберегающими. Обычный офисный светильник под Армстронг с 4 люминесцентными 18-ваттными лампами имеет фактическую светоотдачу не более 29 лм/Вт. При этом его стоимость в разы меньше, чем у светодиодного. Поэтому светодиодные светильники для офиса имеет смысл применять только в том случае, если их показатели по светоотдаче будут выше 75 лм/Вт, в противном случае они не окупятся никогда.
  4. Диаграмма направленности, или кривая силы света, показывает, как распределяется световой поток светодиодных светильников. Светодиодные светильники должны иметь оптимальную для ваших задач диаграмму направленности. Если это, например, офис, то светильники должны обеспечивать равномерное освещение по всей площади помещения и иметь косинусную диаграмму. Для освещения дорог светильник обычно обеспечивает широкую или полуширокую кривую силы света.
  5. Цветовая температура светодиодного светильника измеряется в кельвинах, обычно лежит в диапазоне 2700–7000 К. Наиболее комфортный для глаз свет имеет цветовую температуру до 4000 К. По мере увеличения этого показателя, свет становится «холодным» белым. Обычно «тёплые» светодиодные светильники более дорогие, чем «холодные», это связано с технологией изготовления светодиодов.
  6. Индекс цветопередачи Ra показывает, насколько правильно будут выглядеть цвета предметов, освещаемые светильником. Чем выше этот индекс, тем правильнее отображаются цвета. Индекс цветопередачи должен быть не менее 75 для объектов, где важно чёткое различие цветов.
  7. Важен производитель светодиодов. Лучше выбирать брэндованные светодиоды (CREE и другие известные брэнды), т.к. эти компании гарантируют соответствие светодиодов заявленным параметрам в течение всего срока службы светодиодного светильника, проводят сложные лабораторные тесты в различных температурных режимах работы светодиодного светильника, дают реальные деградационные характеристики (постепенное снижение светового потока), в общем, вызывают больше доверия к техническим характеристикам их продукции. Светодиоды «no name» могут с течением времени потерять первоначальные свойства.
  8. Коэффициент мощности блока питания должен быть не менее 0,8. Светодиодные светильники с менее эффективными драйверами будут иметь слишком большие потери на блоке питания. Кроме того, блок питания должен иметь защиту от скачков высокого напряжения, защиту от перегрева, соответствовать требованиям по электромагнитной совместимости.
  9. Количество и размеры светодиодов. На самом деле, этот параметр является второстепенным и не определяющим. Принцип «чем больше – тем лучше» здесь не работает. Светильник с 30 светодиодами может быть вовсе не лучше светильника с 20 светодиодами, если во втором светильнике используются 20 более эффективных светодиодов с лучшим соотношением лм/Вт. Также не является преимуществом или недостатком размер самого светодиода. Они могут быть маленькими или большими, не имеет значения. Лучше вообще не углубляться в характеристики самих диодов, как вы не обращаете внимания на форму и толщину вольфрамовой нити в обычной лампочке накаливания. Определяющими для покупателя будут являться только результирующие характеристики готового изделия – светодиодного светильника.