Авторы дизайн-проекта «Освещение современной Одиссеи» рассказывают о своем замысле и идее

В этой публикации Моник Козино (Monique Cousineau), SMM-менеджер компании Philips Lighting North America, беседует с Антонисом Атанасиу (Antonis Athanasiou) и Марией-Хризулой Акриву (Maria-Chrysoula Akrivou), завоевавшими 2-е место в конкурсе CLUE 02, об их отмеченном наградой дизайне освещения.

Жюри было очень тронуто этим проектом – не только его социальной значимостью, но также и самой идеей воздвигнуть мемориал, чтобы почтить память о мигрантах, которые погибли в море, спасаясь от войны. Использование света в качестве ориентира, маяка, получает практическое применение, символизируя невиданный ранее международный социальный кризис. -- Член жюри Марк-Андре Кариньян (Marc-André Carignan)

Надеемся, что вам понравится это интервью с двумя энергичными и талантливыми архитекторами из Греции, завоевавшими 2-е место в конкурсе CLUE в этом году.

Расскажите о себе, о вашем творческом пути и образовании.

Наша команда состоит из двух молодых архитекторов.

Антонис Атанасиу_  Я 5 лет изучал архитектуру в Университете города Патры. Когда я поступил на архитектурный факультет, то понял, что подготовка архитектора гораздо шире, чем изучение искусства, нужно также знать технологии, общественные науки и многое другое. После пяти лет обучения в Университете города Патры я осознал, что архитектура должна «принадлежать» определенному месту и культуре и что она влияет на наш опыт и формирует его. Меня особенно привлекает дизайн освещения и то, как он влияет на процесс проектирования. Во время учебы у меня была возможность поработать стажером в греческой архитектурной мастерской в Афинах. На сегодняшний день мы с моей коллегой, Марией, участвуем в архитектурных конкурсах, сотрудничаем с другими архитектурными студиями или работаем самостоятельно.

Мария-Хризула Акриву_ Я также 5 лет изучала архитектуру в Университете города Патры. После окончания университетского курса у меня была возможность углубленно изучать ландшафтную архитектуру, чтобы лучше понять вопросы ландшафтного дизайна, приняв участие в четырехмесячной программе профессиональной подготовки по обновлению городской среды с акцентом на «зеленой» инфраструктуре. Участие в этой программе помогло мне почувствовать сопричастность и действовать более осознанно в вопросах, связанных с проблемами экологии и ландшафта, которые входят в широкий круг моих нынешних исследовательских интересов. Я работала стажером в греческой архитектурной мастерской в Афинах, а сейчас я сотрудничаю с Антонисом, участвуя в различных архитектурных конкурсах.


4.jpg


Чем привлекателен для вас дизайн освещения?

Во время учебы мы поняли, что свет и архитектура очень тесно взаимосвязаны. Именно по этой причине Антонис решил подготовить дипломную работу, посвященную дизайну городского освещения. Задача дизайна городского освещения заключается в улучшении эстетики и качества общественного пространства. На основе целого ряда примеров и теорий он проанализировал в своей работе, каким образом освещение используется в качестве инструмента проектирования на трех уровнях градостроительства: проектирование городской среды, общественных пространств и фасадов зданий. То есть, мы считаем, что свет — это часть архитектуры и инструмент, позволяющий подчеркнуть взаимодействие между пространством и пользователем.

Почему вы решили принять участие в конкурсе CLUE, темой которого стало именно «Взаимодействие»?

Тот факт, что тема конкурса CLUE предусматривала использование света, чтобы подчеркнуть принцип дизайна Genius Loci (дух места – лат.), помог нам обратить внимание на то, каким образом свет и место взаимодействуют друг с другом. Мы почувствовали необходимость исследовать особый аспект ландшафтного дизайна, позволяющий лучше понять теоретический подход Genius Loci. Наша команда восприняла эту тему как возможность объединить сущность света и человеческую жизнь, чтобы подчеркнуть их с помощью ландшафтного дизайна.

Можете ли вы поделиться своим первоначальным замыслом, лежащим в основе концепции «Освещения современной Одиссеи», и каково значение Lighius loci (освещение места – лат.) в этом проекте?

Кров и свет являются основополагающими элементами архитектуры. Первый из них связан с защитой от неблагоприятного воздействия природной среды, а второй — с творческим, а иногда и духовным взаимодействием между рукотворным миром и миром природы. Поскольку в прошлом году мы стали свидетелями общей проблемы беженцев в Европе, и особенно в Греции, то посчитали необходимым найти решение, чтобы помочь всем, кто находится в этой отчаянной ситуации. Наша цель состояла в том, чтобы объединить эти два основных элемента в одном проекте, создать объект, который мог бы стать временным решением этой проблемы. Мы были сосредоточены на концепции, в которой основополагающим было использование света как инструмента для спасения человеческих жизней.

Как вы думаете, ваш проект может быть реализован?

Наша цель состояла в том, чтобы создать инсталляцию, основываясь не на утопическом образе, а на существующих технологических возможностях. Мы решили использовать материалы, которые уже давно доступны, поэтому мы твердо убеждены в том, что наше предложение может стать реальностью.

Что побудило вас создать «Освещение современной Одиссеи»?

Вооруженный конфликт в Сирии, длящийся более четырех лет, вынудил миллионы людей покинуть свои дома в поисках безопасного убежища. Спасая свою жизнь, беженцы вынуждены оставлять все, что у них было раньше. Не менее 800 человек погибли или исчезли в Эгейском море с начала 2015 года, и более миллиона беженцев попали в Европу. Примерно 85% из них прибыли на греческие острова из соседней Турции. Часть Эгейского моря между побережьем Турции и греческими островами стала местом, где покоится много погибших.

Поэтому мы стремились показать, что архитектурный проект может помочь в решении этой проблемы, привлекая внимание людей. Это новое место имеет свой неповторимый Genius Loci, а свет становится ориентиром для погибших.

5.jpg


Расскажите, пожалуйста, подробнее о функциональных особенностях вашей инсталляции. Как она работает?

Главным элементом является вертикальный многогранник мемориальной конструкции с четкими контурами, покрытый бетонными плитами. Это монументальное плавучее сооружение использует дневной свет с помощью солнечных панелей, которые крепятся к бетонному верху и вырабатывают достаточное количество энергии для двух основных источников света. Первый источник света находится в основании конструкции, его лучи рисуют крест на поверхности моря, вдоль осей Х и Y, что можно увидеть, если посмотреть сверху. Второй источник света расположен в верхней части конструкции и использует луч света, ориентированный по оси Z таким образом, чтобы его было видно издали. Сочетание световых лучей служит сигналом спасения для беженцев, которые могут подплыть и найти временное убежище в конструкции из четырех параллельных плоскостей, расположенных внутри пустого объема инсталляции. Вместе с тем, свет предупреждает спасателей о том, что жизни людей находятся в опасности. В то же время свет позволяет превратить инсталляцию в мемориал погибшим.

Каким вы видите развитие дизайна освещения в долгосрочной перспективе?

Архитектор должен исследовать роль и применение света в пространстве, чтобы лучше понимать этот неосязаемый подвижный материал. Это поможет найти оптимальные архитектурные решения и, в конечном счете, улучшит качество жизни. Мы считаем, что свет является одним из основных инструментов, которые можно использовать в процессе проектирования, а удачный дизайн освещения начинается с анализа функциональных требований пространства.

Каким вы видите дальнейшее развитие своей профессиональной карьеры?

Мы интересуемся ландшафтной архитектурой и хотели бы еще глубже исследовать это направление. Программа магистратуры в этой области входит в наши планы на будущее, а пока мы стараемся расширить наши знания.

Антонис_  После завершения программы магистратуры по ландшафтной архитектуре, я хотел бы работать вместе с командами ведущих архитектурных бюро, чтобы приобрести знания и опыт именно в этой области. В конечном счете, моя цель состоит в том, чтобы стать опытным архитектором с собственными методами проектирования и открыть свое архитектурное бюро. 

Мария_  Я бы очень хотела путешествовать по всему миру и сотрудничать с разными архитектурными бюро, чтобы расширить свой профессиональный кругозор, изучая различные методы архитектурного проектирования. Я считаю, что поставленные цели будут достигнуты, когда у меня будет собственное архитектурное бюро, и мои проекты будут реализованы.