Если хотите добиться успеха с умными домами, забудьте про протоколы

По словам представителя LEDvance ААРОНА ГАНИКА, «настал тот час, когда в вопросах умных домов индустрии освещения следует обратить свой взор на клиентов, а не на технологию».

 

Согласно статистике портала Statista, рынок умных домов в США оценивается в 2018 году приблизительно в 20 миллиардов долларов, и, как ожидается, он будет расти до 2022 года с совокупным среднегодовым темпом роста в 14,9 %, достигнув рыночной стоимости в 34 миллиарда долларов.

Разномастное сообщество производителей приборов для умных домов и автоматического освещения нацелилось на этот растущий рынок. Они разрабатывают умные продукты на основе протоколов - наборов правил, которые определяют взаимодействие и связи. Если продукты разработаны под одну и ту же версию одного и того же протокола, в теории они должны быть совместимыми. В результате, сегодняшний рынок автоматизации домов представляет собой в равной мере поле битвы протоколов и производителей между собой, на кону которой стоит «единый протокол для управления ими всеми».

 

В чем же суть проблемы? Протоколы могут стать технологической ловушкой для производителей и по факту не иметь для наших клиентов никакого значения. У них нет единого размера, который подходил бы под все, когда дело доходит до подстраивания приложения под продукт, их нужно тщательно выбирать, исходя из желаемого потребительского опыта.

Протоколы могут быть открытыми, частично открытыми или проприетарными. Открытые протоколы основаны на стандартах. Частично открытые протоколы разработаны третьими сторонами, но открыты для использования другими производителями на условиях лицензирования. Проприетарные протоколы предназначены исключительно для использования в продуктах производителя.

Ни один из этих протоколов не превосходит другие, ввиду того, что каждый из них служит определенным целям и у каждого из них есть свои недостатки и преимущества. Продукты, предназначенные для открытых стандартов, не всегда хорошо работают вместе, и с ними может возникать гораздо больше проблем, чем с продуктами, предназначенными для различных версий одного и того же протокола. Продукты, предназначенные для проприетарных протоколов, могут обеспечивать гораздо больший уровень надежности совместной работы, но такое предложение обычно узконаправленное, и потребитель становится привязанным к одному производителю при выборе осветительных приборов, элементов управления и прочих устройств.

Если посмотреть на наиболее распространенные открытые протоколы для умных домов, мы получим Wi-Fi, Bluetooth, ZigBee и Z-Wave. В ситуации, когда есть доступ к Интернету и необходимо переместить большой объем данных, как, например, потоковое видео с камеры безопасности, вполне достаточно Wi-Fi. Если цель заключается в том, чтобы иметь большое количество осветительных приборов и устройств, разбросанных по всему дому и при этом бесшовно соединенных друг с другом, тогда будет работать протокол с набором сетевого функционала, как, например, Bluetooth, ZigBee или Z-Wave. Отталкиваясь от этого, необходимо хорошо разобраться в потребностях и задачах клиента, прежде чем остановить свой выбор на том или ином протоколе с набором сетевого функционала. Суть в том, что нет ни одного протокола, который был бы лучшим для всех приложений. Все зависит от области применения и желаемого потребительского опыта.

В идеальном мире у производителей был бы доступ к технологии мультипротоколов, которая была бы способна работать с любой существующей экосистемой. Проблема же этого Святого Грааля заключается в том, что стоимость и сложность программного обеспечения были бы чрезвычайно высокими, и, чрезмерными для реального мира. Поэтому, к сожалению, у нас есть на выбор огромное количество протоколов, и все они сражаются за одни и те же точки контроля в умном доме.

А с другой стороны, что в этом плохого? Но все начинает идти наперекосяк, когда производители прилагают больше усилий в работе с протоколом, нежели чем к потребительскому опыту и взаимодействию, что необходимо для создания ценности для своих клиентов.

Так каким же должен быть правильный ответ? По моему мнению, производителям следовало бы развивать свои продуктовые портфели, ставя во главу угла краткосрочный и долгосрочный пользовательский опыт. Они бы лучше обслуживали своих клиентов, если бы перед выбором технологии направляли свои усилия по разработке продуктов на решения, ориентированные на рынок и приложения. Затем им следовало бы сотрудничать с соответствующим производителями для обеспечения реальной совместимости своих продуктов. И после этого, вне зависимости от потребности в каком-либо приложении, они могли бы предоставить решение, ориентированное на требования, а не подобие технологии.

 

Начав применять такой подход к маркетингу своей продукции, производители получили бы большую свободу для выбора направления развития там, где это по-настоящему нужно: упрощенная установка и эксплуатация и бесшовная автоматизация. Сегодня наши умные дома контролируются «прославленными дистанционными пультами управления», основанными на мобильных приложениях. Нам же, как отрасли, следует сосредоточить свои усилия на предоставлении упрощенного опыта большему количеству клиентов, позволяя им наслаждаться удобством и комфортом умных домов, без необходимости получения технической степени для их установки и эксплуатации.

 

Настало время, когда индустрии осветительных приборов необходимо сместить фокус внимания с технологии на клиента. Это значит перестать верить в протоколы, стать независимыми от них и предоставлять такие решения, которые могут взаимодействовать с другими соответствующими предложениями. Это означает, что нам необходимо направить свою энергию на предоставление простой и осмысленной автоматизации для клиентов. Я твердо верю в то, что, применяя такой подход, все в нашей отрасли смогут процветать, в то время как наши клиенты будут наслаждаться выгодами по-настоящему умных домов, связанных друг с другом через освещение.