Политика ЕС создает риски и возможности для светотехнической отрасли

Европейский союз продвигает ряд политических инициатив на ближайшие месяцы и годы, которые окажут значительное влияние на бизнес-модели фирм, конкурирующих в европейской светотехнической промышленности.


8.jpg


LightingEurope (LE) – это «глаза и уши» отрасли в Брюсселе и ее главный представитель в диалоге с политиками. Как и торговые ассоциации из всех других секторов промышленности, эта организация отслеживает потенциальные политические угрозы для своих членов. Кроме того, она также отслеживает возможности для роста светотехнической промышленности, которые нельзя упустить.

Чтобы минимизировать риски и максимизировать возможности, светотехническая промышленность, возглавляемая LE, взаимодействует с политиками и помогает им правильно выстраивать свои стратегии и нормативные требования. Без собственного парламентера в Брюсселе отрасль рискует столкнуться с правилами, составленными недостаточно информированными законотворцами. Учитывая наличие ряда различных политических инициатив, которые в настоящее время находятся в стадии реализации или разработки, потенциальный риск сейчас больше, чем когда-либо.

По мере развития самой индустрии освещения, а также изменения повестки дня ЕС появляется все больше политических вопросов, которые необходимо отслеживать и которыми необходимо помогать управлять. Правила, касающиеся энергетики и окружающей среды, по-прежнему являются наиболее актуальными и многочисленными. Они включают в себя законы, регулирующие использование опасных веществ, долговечность и ремонтопригодность, а также правила, разработанные для минимизации образования отходов и уменьшения их количества на свалках, правила энергоэффективности, энергетической маркировки и экологического проектирования.

Кроме того, существуют правила внутреннего рынка, в частности, комплексные законодательные пакеты в области оцифровки и экономики данных. Эти области политики влияют на широкий круг отраслей, каждая их которых приспосабливается, чтобы использовать в своих интересах потенциал больших данных и интернета вещей (IoT).

В такой сложной законодательной среде светотехническая промышленность может учиться на примере других отраслей, таких как автомобилестроение, бытовая электроника и бытовая техника, чтобы понять, как на них влияют, например, требования в отношении маркировки CE или новые правила по защите данных.

Однако в сфере защиты окружающей среды светотехническая промышленность часто лидирует. Едва ли какая-либо другая отрасль сделала больше для минимизации воздействия на окружающую среду продуктов, которые она производит: Светодиодная технология обеспечила дополнительную экономию энергии, а в сочетании с системами освещения она открывает еще больше возможностей.

То же самое относится к предложениям в формате «как услуга» и так называемой «экономике замкнутого цикла».
Один из этапов цикла включает в себя обслуживание используемых продуктов, чтобы продлить срок их службы с технической и экономической точки зрения. Такой подход не только снижает негативное воздействие на окружающую среду и открывает возможности для конечного пользователя, но и позволяет светотехническим компаниям внедрять новые бизнес-модели, по аналогии с другими отраслями, включая ИТ, где такие производители как IBM и Microsoft движутся к бизнес-модели, основанной на контрактах на обслуживание, а не на контрактах с поставщиком продуктов.

В светотехнической промышленности эта тенденция все еще не так заметна – она характерна, в основном, для рынков B2B. Например, модель «освещение как услуга» была опробована в аэропортах и на складах, и в настоящее время она также широко используется муниципалитетами для организации уличного освещения.

Преимущества перехода на предоставляемые как услуга светильники для светотехнической отрасли многочисленны. Это открывает новые возможности для профессионалов, которые могут предлагать клиентам дополнительные преимущества посредством мониторинга и обслуживания. Кроме того, оказывая услуги, производители становятся намного ближе к своим клиентам, что позволяет им выстраивать более прочные отношения с ними.

У ЕС есть специальный план действий в отношении экономики замкнутого цикла, который предполагает активное продвижение продуктов и бизнес-моделей замкнутого цикла в Европе. План касается не только предложений в формате «как услуга» и несет в себе не только положительные моменты. В плане действий ЕС в отношении экономики замкнутого цикла есть элементы, которые создают серьезные проблемы для многих игроков отрасли. Например, некоторые политики, особенно в определенных странах ЕС и в Европейском парламенте, продвигают идею создания более долговечных продуктов, которые легко ремонтировать и перерабатывать, и эти политики требуют модульных решений, которые могут быть сделаны общедоступными, и компоненты которых легко извлекать и заменять, в том числе силами заказчика.

Предложение о том, чтобы на законодательном уровне обязать производителей делать источники света и механизмы управления съемными, было включено в проект следующего набора правил в области энергоэффективности для светотехнической продукции.

В результате могут возникнуть проблемы у целого ряда производителей – от тех, кто предлагает сверхпрочные герметичные светильники, предназначенные для экстремальных условий, до тех, кто выпускает популярные интегрированные бытовые светодиодные светильники, доступные в точках розничных продаж (долговечный источник света внутри такого светильника не может быть извлечен и заменен). Эта проблема выйдет за рамки светотехнической промышленности и отразится, например, на производителях мебели или бытовой техники, которые интегрируют источники света и механизмы управления в свои продукты (например, кухонные шкафы и мебель для ванных комнат).

Для светотехнической промышленности жизненно важно объяснить политикам, почему обязательное извлечение всех источников света и механизмов управления из всех продуктов, независимо от вариантов применения, станет серьезной ошибкой.

Все члены LE полностью согласны с целями экономики замкнутого цикла, но отдельным ее участникам необходимо разрешить выбирать технологию, конструкцию и бизнес-модель для своих продуктов.

Ассоциация LE очень активно занимается этим вопросом, давая понять, что, хотя некоторые обязательные требования являются приемлемыми, ЕС необходимо избегать применения универсального подхода к съемности и конструкции продуктов для экономики замкнутого цикла.

LE добилась определенного успеха, объяснив, почему было бы нежелательно заставлять производителей выпускать только светильники со съемными источниками света, независимо от того, где и как они используются. Некоторые политики это понимают, но другие менее охотно принимают во внимание тот факт, что в некоторых случаях принудительное обеспечение съемности может противоречить интересам потребителей. Кроме того, если, например, это герметичный пыленепроницаемый светильник в дорожном туннеле, то настаивать на том, чтобы источники света были съемными, даже опасно.

LE призывает регулирующие органы ввести в действие четкие правила и поддерживает подход к вопросу о съемности, который полностью соответствует позиции органа стандартизации CEN CENELEC JTC (руководство JTC10 «Продукты, связанные с энергетикой. Вопросы эффективности материалов для экологизации»), который требует обеспечивать съемность только в целях проверки органами по надзору за рынком, а также для утилизации источников света и светильников, включая все их компоненты, в конце срока службы.

Представители LE регулярно общаются с лицами, принимающими решения в Брюсселе, а также благодаря поддержке национальных ассоциаций-членов LE, – с министерствами в странах ЕС. В дополнение к вопросу о съемности, ассоциация также призывает политиков избегать установления жестких временных рамок для удаления с рынка несветодиодных технологий освещения, включая некоторые небольшие галогенные источники света или широко распространенные люминесцентные лампы (например, T8, CFL, T5 и HID), а также лампы специального назначения.

Отказ от традиционных продуктов и технологий – еще один аспект экономики замкнутого цикла в ЕС, направленной на то, чтобы отказаться от использования опасных веществ, которые могут наносить вред людям и окружающей среде. В настоящее время традиционные лампы обсуждаются в рамках двух отдельных процессов в ЕС.

Лампы, содержащие ртуть, такие как T8, CFL, T5, HID и лампы специального назначения, на которые уже распространяются энергетические нормы ЕС, находятся под угрозой в рамках параллельной законодательной инициативы по ограничению использования опасных веществ. Управление Европейской комиссии по окружающей среде в настоящее время оценивает, следует ли продлить срок действия исключений к RoHS для большинства традиционных ламп на рынке, и может принять решение о непоследовательном и более быстром запрете многих из этих продуктов, чем это регламентируется в энергетическом предложении, которое предусматривает отказ от них к сентябрю 2021 г. Сейчас обсуждается вопрос о выводе из оборота большего количества продуктов и не в 2021 г., а к 2020 г.

LE просит политиков провести детальный анализ последствий вывода продуктов из оборота и, в частности, вопросов экономики замкнутого цикла к следующему пересмотру правил экологизации, который, как ожидается, начнется в 2024 г. Члены ассоциации настоятельно призвали Комиссию не вводить никаких других мер в отношении экономики замкнутого цикла до 2024 г.

В Европе просматриваются еще две потенциальные проблемы с нормативно-правовым регулированием: разработка системы оценки для анализа ремонтопригодности и (где применимо) возможности модернизации продуктов. В настоящее время эта инициатива не распространяется на светотехническое оборудование, но есть все шансы, что система оценки ремонтопригодности может стать обязательной и может быть расширена для охвата систем освещения.

Вторая потенциальная проблема связана с проектом товарной политики ЕС. В рамках этой масштабной инициативы будут рассмотрены варианты и возможные действия по введению в действие более согласованной политической основы для различных направлений товарной политики ЕС с учетом их вклада в экономику замкнутого цикла. Среди прочего, планируется проводить анализ использования химических веществ на всех этапах производства и их влияния на переработку и повторное использование материалов. Инициаторы будут обсуждать, следует ли использовать платежи, поступающие в рамках «зеленых» государственных закупок (Green Public Procurement) и схемы расширенной ответственности производителей (Extended Producer Responsibility), чтобы поощрять производителей продуктов замкнутого цикла и стимулировать потребителей выбирать их.

Обе будущие инициативы подпадают под план создания экономики замкнутого цикла. Нынешняя Комиссия едва ли предпримет какие-либо конкретные шаги, помимо инициированных ей консультаций, и у следующей Комиссии будет возможность продолжить работу в этом направлении, начиная с 2020 г.

Эти политические инициативы по-прежнему актуальны. Светотехническая промышленность должна взаимодействовать с политиками, чтобы превратить текущие политические инициативы в новые возможности для бизнеса и избежать серьезных ошибок, которые могут крайне негативно повлиять на компании, конкурирующие на европейском рынке систем освещения. LE делает именно это. Ассоциация наладила хорошие рабочие отношения с широким кругом политиков во всех департаментах Комиссии, участвующих в этих инициативах, а также в Европейском парламенте и в странах ЕС.

Светотехническая промышленность планирует свою работу на месяцы и годы вперед. LE представляет интересы более 1000 осветительных компаний, конкурирующих в Европе. В Брюсселе позиции Ассоциации сильны, и она всегда приветствует любой вклад в обсуждение и формирование общего будущего.