В шведских школах ожидают, что хорошее освещение в классах повысит успеваемость

Отправь его в Швецию: скорее всего, такого не случится под ярким светом ламп в школе города Умео.


Отправь его в Швецию: скорее всего, такого не случится под ярким светом ламп в школе города Умео.

В школе на севере Швеции считают, что нашли надежный способ повысить успеваемость учеников в разгар зимы: оживить классы ярким светом.

Статья в The Guardian повествует о средней школе Dragonskolan в городе Умео, где в прошлом месяце установили «полноспектральное освещение», чтобы узнать, поможет ли оно ученикам преодолеть сонливость, наваливающуюся на них в зимних сумерках, когда день длится всего пару часов, а дети встают задолго до восхода солнца. The Guardian пишет:

Школа, в которой учатся 2000 учеников от 16 лет и старше, стала первым учебным заведением, решившим использовать такой простой прием для повышения успеваемости. Яркий свет командует мозгу прекратить выработку мелатонина – гормона, который вызывает сонливость. Утром он воздействует на систему циркадного ритма, словно «сбрасывая» биологические часы. Без такого воздействия тело каждое утро на пару минут запаздывает с сигналом о том, что пора просыпаться.

 

Впрочем, нет никакой гарантии, что яркий свет возымеет желаемый эффект. В статье отмечается, что научных подтверждений такого предположения недостаточно, хотя эксперименты с освещением проводятся уже многие годы.

Но пока школьникам это нравится.

«Из-за новых ламп в классе кажется, будто за окном ясный день – мне кажется, эта идея работает,» – говорит один из них, 18-летний Хенрик Анрелл.

Дуглас Нильсон (18 лет), который каждое утро засыпает в автобусе по дороге в школу, добавляет, что под светом новых ламп «чувствует, что просыпается».

Это подтверждает слова д-ра Марианы Фигуэйро из Центра исследования освещения в Ренсселерском политехническом институте в штате Нью-Йорк, которая отмечает, что хорошо освещенная комната оказывает на человека воздействие, сходное с эффектом от дозы кофеина. Фигуэйро совместно с шведским Управлением энергии работает над системой на основе приложения, которая будет управлять освещением в домах для правильного воздействия на циркадный ритм людей в течение дня.

Свет останавливает производство гормона мелатонина, который вызывает сонливость, и запускает циркадный ритм. «Без воздействия света тело каждое утро на пару минут запаздывает с сигналом о том, что пора просыпаться,» – объясняет Фигуэйро. «Такая задержка накапливается за зиму, и ты выпадаешь из ритма, как после авиаперелета. Поэтому очень важно получать такой сигнал каждое утро, чтобы «сбросить» биологические часы».

(Свет с разной длиной волн по-разному действует на людей. Ряд исследований показывает, что избыток синего света во время сна – например, свет от экрана компьютера или гаджетов – подавляет выработку мелатонина и нарушает сон).

Как отмечается в статье, в некоторых школах обеспокоены тем, что яркий свет может сделать детей чересчур активными.

Однако сторонники нововведения указывают, что исследования, проведенные в различных странах, демонстрируют повышение успеваемости в классах с ярким дневным светом и что школам следует учесть эти результаты и оценить возможность использования искусственного освещения с этой же целью.

Он надеется на снижение пропусков по болезни и, возможно, повышение успеваемости. Но самое главное – и учителя, и студенты наслаждаются ярким светом в аудиториях.

«Может быть, новая система освещения и не повлияет на успеваемость. А может, и повлияет – почему бы не попробовать?» – рассуждает директор школы Dragonskolan Стеллан Андерссон.

Этот вопрос пока остается открытым, но попробовать, судя по всему, стоит.

В конце концов, из детективных фильмов мы знаем, что яркий свет способен разговорить даже самых скрытных бандитов. Отчего бы ему не обладать и другими возможностями? Если он поможет детям учиться лучше, такой эффект точно будет заслуживать внимания.