1970-е годы: Дизайн освещения 1970-х годов позволял успешно комбинировать потолочные жалюзийные лампы дневного света с непрямым освещением, отраженным от потолка. Фото: Almany
На этой неделе члены жюри премии Lux Awards 2018 рассматривают экспонаты в категории офисного освещения.
Они тщательно проверяют материалы, анализируют, обсуждают и спорят, посещают объекты по всей Великобритании для оценки проектов и, наконец, выбирают победителя.
Хотя мы искренне восхищаемся этими ультрасовременными проектами, не следует забывать, что современное офисное освещение, которое мы считаем чем-то само собой разумеющимся, не развивалось в вакууме, а сформировалось на основе прошлых технологий и опыта.
Современное офисное освещение в нашем понимании возникло в 1920-1930-е годы, когда была установлена четкая взаимосвязь между освещением и производительностью. В то время эксперты утверждали, что более яркое освещение позволит увеличить производительность и более чем компенсирует возросшие затраты на электроэнергию.
1950-е годы: Стандартный набор подвесных люминесцентных светильников. «Люминесцентный бум» начался во время войны и продолжался в послевоенный период. Фото: Муниципальный архив Сиэтла
Но именно внедрение люминесцентной лампы в 1939 году произвело настоящую революцию в сфере офисного освещения, и эта технология продолжала доминировать в этом секторе до недавнего времени.
Первые люминесцентные лампы обеспечивали более чем в два раза большую яркость на один ватт, чем лампы накаливания. Некоторые энергетические компании даже не решались внедрять люминесцентные лампы, опасаясь, что это приведет к снижению спроса на электричество.
Вторая мировая война сделала этот вопрос неуместным, поскольку люминесцентные лампы тысячами стали устанавливаться на новых военных заводах. После войны люминесцентная технология начала доминировать в офисах. Однако когда в начале 1970-х годов разразился энергетический кризис, процесс внедрения люминесцентных ламп застопорился, несмотря на повышение эффективности с 40 до 70 люмен на ватт.
1960-е годы: Сочетание пластиковых рассеивателей специальной формы и люминесцентных трубок привело к созданию креативного решения с низким уровнем бликов для системы освещения центра управления Городской энергетической компании Сиэтла в 1968 году. Фото: Муниципальный архив Сиэтла
Когда цены на электроэнергию поползли вверх, многие управляющие зданиями начали просто вынимать люминесцентные лампы, что обычно приводило к отключению всего светильника.
Это сокращало расходы на электроэнергию, но нарушало дизайн освещения. В некоторых зданиях коридоры превратились в туннели, а офисы становились все более темными либо находились в зонах света и тени.
По мере перегорания менее эффективных трубок на их место приходили улучшенные варианты. Однако люминесцентные лампы являются частью осветительной системы, и еще один компонент этой системы – балласт – мало изменялся и требовал больших затрат.
1970-е годы: Главный офис Строительной компании Галифакса (Halifax Building Society) в инновационном для 1974 года дизайне от BDP, где техническое оборудование и освещение интегрированы в общую структуру. Фото: BDP
Только когда американское Министерство энергетики выступило в качестве спонсора исследований в области электронного балласта, ситуация начала меняться. Управляя лампами на более высоких частотах, электронный балласт позволил повысить эффективность люминесцентных ламп и обеспечить более простое управление с помощью диммеров.
На смену люминесцентным лампам пришли компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), разработанные специалистами компании Philips Lighting из Нидерландов. КЛЛ, как известно, стали основным техническим фактором в аспекте повышения энергоэффективности коммерческого освещения.
Но в 1980-х годах ситуация ухудшилась, когда британские светотехнические предприятия встревожились развитием технологии, получившей название «устройства визуального отображения». Поскольку экраны, как правило, были черного цвета с зеленым текстом (иногда их еще можно увидеть в фильмах), возможность «вуального отражения» стала серьезной проблемой.
1980-е годы: Появление «устройств визуального отображения» (проще говоря – мониторов) вызвало страх перед вуальным отражением и привело к созданию светильника Cat 2 с тяжелыми жалюзи и возникновению сопутствующего «эффекта пещеры» (cave effect). Фото: Карл Гарднер (Carl Gardner)
Результатом стало внедрение светильника Cat 2 с тяжелыми жалюзи, которые производители продавали за баснословные деньги. Получившаяся мрачная смесь темных потолков и темных стен получила название «эффект пещеры».
А затем появилась операционная система Microsoft Windows, и всех внезапно перестали беспокоить вуальные отражения, но при этом светильники Cat 2 оставались в продаже.
В 1990-2000-е годы некоторые дизайнеры, инженеры и торговые группы начали рекомендовать использовать на рабочем месте более низкий уровень освещения, чем стандартные 500 люкс.
1990-е годы: Эта оригинальная схема непрямого освещения в лондонской штаб-квартире JP Morgan была создана BDP в 1991 году. Фото: BDP
Кроме того, многие дизайнеры перешли от более простого подхода к концепции «целевого освещения», предполагающей наличие света именно там, где он нужен.
При этом более продуманное использование естественного освещения в дизайне также способствует экономии энергии. Современные компьютерные программы позволили дизайнерам исследовать новые возможности создания эффективного и экономичного коммерческого освещения.
Светодиоды появились в офисных помещениях в начале этого десятилетия. В 2010 году операционный зал Инвестиционного банка Номура (Nomura Investment Bank) в Лондоне стал крупнейшей в мире площадкой со светодиодным офисным освещением.
2000-е годы: В новом столетии характер офисов, и вместе с тем освещения, стал менее серьезным. Это здание Amigo Loans в Борнмуте, дизайн освещения от студии Майкла Грабба (Michael Grubb Studio). Фото: Майк Массаро (Mike Massaro)
Тенденция предусматривает замену жалюзи отражательными панелями и внедрение длинных светодиодных полос, что было сложно элегантно реализовать с помощью люминесцентных ламп.
Появление светодиодов совпало с ростом влияния технологических компаний, офисы которых отличаются красочным и игривым интерьером, призванным привлечь и удержать молодых и талантливых специалистов.
Корпорации тоже включились в игру, но выбрали в качестве ориентира бутик-отели, в результате чего затененные подвесные светильники и дизайнерские напольные лампы начали появляться в офисах бухгалтерий и отделов кадров. Сегодня почти все находится в движении, а освещение, как и всегда, играет решающую роль.
2010-е годы: Наступило десятилетие светодиодов. В 2010 году операционный зал Инвестиционного банка Номура в Лондоне стал крупнейшей в мире площадкой со светодиодным офисным освещением. Дизайн был разработан Meit Associates. Фото: Wila Lighting