Светодиодные лампы накаливания завоевывают популярность

Светодиодные лампы накаливания завоевывают популярность, вынудив Калифорнийский университет в Санта-Барбаре наряду с другими организациями подавать иски по защите интеллектуальных прав

Калифорнийский университет в Санта-Барбаре взял на прицел Amazon, Bed Bath & Beyond, Ikea, Target и Walmart в связи с продажей патентованных светодиодных ламп накаливания.


5.jpg


Несколько дней назад Калифорнийский университет в Санта-Барбаре (UCSB) начал беспрецедентную акцию по защите прав интеллектуальной собственности против пяти крупнейших ритейлеров США в связи с продажей так называемых светодиодных ламп накаливания. Затем Longford Capital объявила о своем финансировании кампании UCSB по защите прав на патенты. Между тем, Nichia также недавно подала иски, связанные с интеллектуальной собственностью, в отношении ламп накаливания.

Лампа накаливания, как правило, представляет собой лампу Эдисона с прозрачным куполом, которая позволяет видеть свечение нити внутри купола. В случае твердотельного освещения (SSL) нить накаливания состоит из цепочек микроскопических последовательно соединенных светодиодов, в отличие от традиционной вольфрамовой нити в лампах накаливания. Такие лампы иногда называют «винтажными», они бывают разных форм и имеют различную геометрию нити накаливания.

UCSB или, в более широком смысле, система Калифорнийского университета, утверждает, что их патенты имеют основополагающее значение для изготовления таких ламп накаливания. Университет нанял юридическую фирму Nixon Peabody для защиты своих прав интеллектуальной собственности. Первоначально была подана жалоба в Комиссию по международной торговле (ITC) в связи с действиями, которые, по мнению UCSB, представляют собой незаконный импорт ламп ритейлерами Amazon, Bed Bath & Beyond, Ikea, Target и Walmart. Кроме того, были поданы иски против тех же ритейлеров в окружной суд США в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, с требованием о выплате роялти.

Эта акция по защите прав интеллектуальной собственности – не первая, которую мы наблюдаем в отношении ритейлеров. Но в рамках предыдущих акций в качестве истца, как правило, выступал производитель модульных светодиодов. Например, Nichia нацелилась на Lowe’s еще в 2016 году, а Seoul Semiconductor преследовала Kmart в том же году.

Беспрецедентная акция

Однако в рамках большинства акций против ритейлеров производители модульных светодиодов были в основном нацелены на производителей светотехнической продукции, использовавших светодиоды, что, по мнению производителя светодиодов, являлось нарушением одного из его патентов. Но в некоторых частях Азии сложно контролировать таких производителей осветительного оборудования, поэтому производители светодиодов ориентированы на ритейлеров. В случае с UCSB университетская система, по-видимому, просто рассматривает ритейлера в качестве удобного источника для сбора роялти.

Очевидно, что UCSB получит некоторую помощь в получении роялти в форме юридической поддержки со стороны Nixon Peabody и финансовой – со стороны Longford. Даже на веб-странице UCSB, посвященной иску, неясно, почему права интеллектуальной собственности университета относятся к лампам накаливания, а не к более широкой группе сменных светодиодных ламп. Но очевидно, что UCSB имеет долгую историю работы в сферах светодиодов и твердотельного освещения. Мы уже рассказывали о создании в университете Центра твердотельного освещения и энергетики во главе с Шуджи Накамурой (Shuji Nakamura), пионером в области белых светодиодов, в 2007 году.

Longford, однако, увидела новые возможности, связанные с лампами накаливания. Фирма сообщила, что технология вышла на рынок в 2014 году и достигла годового объема продаж в 1 миллиард долларов США. Как UCSB, так и Longford окажутся в выигрыше, если действие получит законную силу. Веб-сайт UCSB также рекомендует другим ритейлерам заранее заключать лицензионные соглашения.

«Американские университеты являются основой инноваций и экономического роста в Соединенных Штатах», – утверждает Майкл Николас (Michael Nicolas), соучредитель и управляющий директор Longford Capital. – «Калифорнийский университет в Санта-Барбаре имеет всемирное признание благодаря своим ученым и превосходству в широких областях науки, включая твердотельное освещение и силовые переключатели. Разработки, на защиту которых направлена эта юридической кампания, позволили существенно улучшить технологии освещения путем экономии энергии и повышения эффективности. Проще говоря, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре заново изобрел лампочку. Мы гордимся тем, что поддерживаем усилия Калифорнийского университета в Санта-Барбаре по защите прав интеллектуальной собственности и получению доходов, которые будут использованы для финансирования будущих технологических прорывов».

Акция Nichia по лампам накаливания

Тем не менее, мы подозреваем, что битва за права интеллектуальной собственности в области ламп накаливания может продолжаться бесконечно, если в схватку вступит еще больше игроков. Одновременно с иском UCSB компания Nichia подала заявление о принудительном исполнении патента на лампы накаливания – Патент США № 9 752 734 – против Global Value Lighting в окружном суде США в округе Делавэр.

То, что Шуджи Накамура работал и в UCSB, и в Nichia, безусловно, является чистым совпадением, но это довольно интересный факт. Г-н Накамура был ключевым исследователем при разработке синих светодиодов в Nichia до перехода в UCSB. Следует отметить, что компания Nichia заплатила г-ну Накамуре за права на патенты, заявленные в области синих светодиодов.